Сообщения

Средства избавления от беспомощности

Когда невозможно контролировать или влиять на неприятные события, развивается сильнейшее чувство беспомощности... Что же с ним делать? Чувство беспомощности Пятьдесят лет назад американский психолог Мартин Селигман перевернул все представления о нашей свободе воли. Селигман проводил эксперимент над собаками по схеме условного рефлекса Павлова. Цель — сформировать рефлекс страха на звук сигнала. Если у российского учёного животные по звонку получали мясо, то у американского коллеги — удар током. Чтобы собаки не сбежали раньше времени, их фиксировали в специальной упряжи. Селигман был уверен, что когда зверей переведут в вольер с низкой перегородкой, они будут сбегать как только услышат сигнал. Ведь живое существо сделает все, чтобы избежать боли, не так ли? Но в новой клетке собаки сидели на полу и скулили. Ни один пес не перепрыгнул легчайшее препятствие — даже не попытался. Когда в те же условия поместили собаку, которая не участвовала в эксперименте, она с легкостью сбежала. Се

Мозг шахматиста: в чем его преимущества?

Мозг шахматиста: в чем его преимущества? Когда гроссмейстер легко побеждает десяток соперников в сеансе одновременной игры, это поражает воображение. И хотя достичь такого уровня большинству из нас вряд ли удастся, занятия шахматами принесут пользу любому игроку и в любом возрасте. Шахматы развивают математическое и критическое мышление Данные показывают, что занятия шахматами в детстве коррелируют с высокой успеваемостью в будущем. В одном исследовании было продемонстрировано, что ученики, которые умели играть в шахматы, имели лучшую академическую успеваемость, особенно по математике, у них также было лучше развито пространственное и невербальное мышление. Шахматисты задействуют оба полушария мозга При анализе работы мозга сильных игроков выяснилось, что при обдумывании ходов у них работают оба полушария мозга: правое полушарие, лучше приспособленное к зрительному восприятию, распознает шаблонные ситуации на доске на основе опыта прошлых игр, а левое анализирует возможные

Нужно ли искать смысл жизни?

Что увлекает вас в жизни? Этот и многие другие, странные на первый взгляд, вопросы задавал своим пациентам Виктор Франкл. Психиатр, автор множества книг и основатель "логотерапии" - психотерапевтической стратегии, основанной на предположении что развитие личности обусловлено стремлением к поиску и реализации смысла жизни. Методика и выводы Франкла базируются на личном опыте и наблюдениях, полученных в гестаповских концлагерях. Там, в Освенциме, вопрос о смысле жизни становился как никогда актуальным. «Заключенный, который потерял веру в будущее, свое будущее - обречен. С потерей веры он теряет также и духовную стойкость, он позволяет себе опуститься и стать объектом душевного и физического разложения» - пишет Франкл. «Мне уже нечего ждать от жизни». Что можно на это ответить? Где искать смысл жизни? Если знание смысла жизни так важно, то остаются вопросы: как и где искать его? Как отличить важное от незначительного? Вот как отвечает на эти вопросы Франкл: «Человек не должен

Нервные клетки восстанавливаются!

Изображение
Нервные клетки восстанавливаются! Мозг человека образует новые нейроны: ученые узнали об этом, благодаря ... атомной бомбе! Эпоха ядерных испытаний оставила неизгладимый след в головах живших тогда людей в виде изотопа углерода 14C. Этот след помог разгадать давнюю загадку о нейронах человеческого мозга. Группа шведских ученых из Королевского Каролинского института поставила, наконец, точку в спорах, в течение пятнадцати лет не дававших покоя исследователям человеческого мозга: они доказали, что, вопреки распространенному мнению, в мозге взрослых людей могут образовываться новые нейроны. Правда, вырастают они только в одном, очень небольшом участке мозга – в гиппокампе. Статья об этом открытии была опубликована в журнале Cell. Долгое время считалось, что нейроны – единственные человеческие клетки, которые во взрослом возрасте не делятся. Сомнения в этой позиции, уже успевшей стать общепринятой догмой, возникли в 1998 году — после исследования, проведенного также шведами, котор

Как умение ждать влияет на результат?

Изображение
Как умение ждать влияет на результат? В 1972 году, провели интересный эксперимент. Детям предложили выбор: получить один кусочек зефира прямо сейчас или подождать 15 минут и получить сразу два. Их оставляли в комнате один на один с кусочком зефира и наблюдали за их поведением через скрытую камеру. Результаты эксперимента показали, что только 30% могли удержать себя в руках и получить два кусочка зефира. 70% детей так и не совладали с собой, довольствовуясь только одним кусочком. 30 лет спустя выяснили взрослую жизнь каждого ребенка, участвовашего в эксперименте. Те 30% детей, которые смогли удержать себя в руках, во взрослой жизни были более успешными, чем другие дети. Они получали более высокие оценки в школе, они лучше выглядели, не имели избыточного веса, обладали лучшим финансовым состоянием. Ученые назвали этот эффект «задержанное удовлетворение». Проявил выдержку - получил высокий результат!

Как в Японии стимулируют развитие предприятия

Изображение
Как в Японии стимулируют развитие предприятия Если пришла пора меняться — берите пример с японцев. Когда японская компания оказывается в тяжелом положении, первый, кому урезают зарплату, — её президент. Если ситуация становится еще более серьезной, именно он первым уходит в отставку. В Японии не начинают с увольнения рядовых сотрудников — японцы считают, что не бывает плохих солдат, бывают лишь плохие генералы.

Успеть вспомнить. История о том, что желание жить - это сила!

Меня везли на кресле по коридорам областной больницы. - Куда? – спросила одна медсестра другую. – Может, не в отдельную, может, в общую? Я заволновалась. - Почему же в общую, если есть возможность в отдельную? Сестры посмотрели на меня с таким искренним сочувствием, что я несказанно удивилась. Это потом я узнала, что в отдельную палату переводили умирающих, чтобы их не видели остальные. - Врач сказала в отдельную, – повторила медсестра. Я успокоилась. А когда очутилась на кровати, ощутила полное умиротворение уже только от того, что никуда не надо идти, что я уже никому ничего не должна, и вся ответственность моя сошла на нет. Я ощущала странную отстраненность от окружающего мира, и мне было абсолютно все равно, что в нем происходит. Меня ничего и никто не интересовал. Я обрела право на отдых. И это было хорошо. Я осталась наедине с собой, со своей душой, со своей жизнью. Только Я и Я. Ушли проблемы, ушла суета и важные вопросы. Вся эта беготня за сиюминутным показалась настоль